Для многих жителей и гостей Горного Алтая Яков Баляев — это не только земляк, герой Великой Отечественной Войны, но и «младший брат» легенды Телецкого озера «Пионера Алтая» — теплоход «Яков Баляев».Он проработал на озере всего десятилетие, но оставил о себе самую добрую память, а его гибель послужила стимулом для срочного спасения «Пионера».
⠀
Как и «Пионер Алтая», это был пассажирский теплоход класса ОМ, построенный на Московском судостроительном и судоремонтном заводе — ОМ-334.
⠀
На Телецкое озеро пришел в 1975-м. В первую навигацию на Телецком озере «Яков Баляев» обкатывала часть команды с «Пионера».
В 1976 году ОМ-334 назвали в честь героя Советского Союза Якова Илларионовича Боляева. Когда писали название на борту, допустили ошибку. Так он и остался Баляевым.
⠀
«Яков Баляев» изначально был ориентирован на перевозку туристских групп. «Пионер» возил еще и обычных пассажиров, которым нужно было добираться до Яйлю, Беле или устья Челушмана.
В 1984-м «Баляева» передали на баланс турбазе «Золотое озеро». В 1986-м он встал на прикол, а с распадом Советского Союза вместе с «Пионером», как и множество других судов, они оказались практически бесхозными.
Туристский поток резко снизился и едва не прекратился. Для сравнения, если в 70-е годы озеро с июня по август посещали 30-40 тысяч человек, то в 90-е всего 400-700.
⠀
После того, как Горный Алтай стал самостоятельным субъектом, представители пароходства сняли и увезли двигатели.
⠀
Еще некоторое время теплоходы «Пионер Алтая» и «Яков Баляев» охраняли бойцы республиканского ОМОНа, затем суда и вовсе остались без присмотра.
Осенью 2008-го прокуратура через суд добилась утилизации «Якова Баляева», и его распилили на металлолом.
⠀
Узнав об этом, Иван Южаков выкупил оставшийся в живых «Пионер Алтая», который ожидала подобная участь.
⠀
Для восстановления потребовалось много сил, времени и средств, но это уже совсем другая история, которую вы хорошо знаете.
⠀
Фото — из архива «Пионер Алтая».