Сегодня воды Телецкого разрезают различные корабли и моторные лодки. Но еще каких-то 100 лет назад люди передвигались по озеру исключительно на деревянных весельных лодках.Первым и единственным пароходом Телецкого озера стал «Шеф». Пароход был построен в Стокгольме в 1900 году. Он считался паровой яхтой русского царя Николая II, а позже был передан реформатору России Петру Столыпину.
«Шеф» стал первым кораблем, который прошел такой знаменитый, трудный и оригинальный путь: Стокгольм — Санкт-Петербург — Ново-Николаевск — Бийск — Телецкое озеро.
Появлению первой паровой яхты на озере мы обязаны Чулышманскому мужскому монастырю. Первым, кто осознал необходимость в более надежном судне для передвижений по Телецкому озеру, был архиепископ Томский и Барнаульский Макарий (Невский).
Посетив монастырь в 1906 году, он написал прошение Министру путей сообщения о выделении денег для перевозки паровой лодки из Санкт-Петербурга до Ново-Николаевска, которую епархия собиралась приобрести. Неизвестно по какой причине, но лодку епархия так и не купила.
⠀
Но в 1912 году это все же удалось наместнику Чулышманского монастыря иеромонаху Виктору и его матери Наталье Васильевне Голландской.
За 6000 рублей в Петербурге они купили паровой катер «Шеф». Транспортировкой яхты занималась Наталья Васильевна. К сожалению, денег хватало, только чтобы доставить яхту до Ново-Николаевска. Но госпожа Голландская всеми правдами и неправдами нашла нужные деньги и возобновила процесс доставки судна.
В Ново-Николаевске катер полностью разобрали, демонтировали паровой котел, а корпус расклепали и отдельными листами перевозили на Телецкое озеро. Процесс этот был долгий и сложный. Но сложнее было из груды железа вновь собрать паровой катер. Восстанавливали пароход прямо на берегу озера, для этого соорудили стапеля и небольшую кузницу.
Фото из открытых источников
В мае 1913 года «Шефа» спустили на воду!
⠀
Дальше судьба «Шефа» была не простой. Менялись эпохи, режимы, правления, пароход переходил из одних рук в другие. От священнослужителей до красногвардейцев, служив то церкви, то революции.
⠀
Вместе с этим менялось и название корабля — из «Шефа» в «Св.Иннокентий», потом в «Партизана».
⠀
С 1936 года пароход работал в Алтайском заповеднике, где был незаменим в военную пору и успешно трудился.
Пароход «Шеф» в Алтайском заповеднике (с. Яйлю)
В 1944 году, встав на последнюю зимовку в Яйлю, там и остался.
⠀
В тот год его планировали отремонтировать, но роковые обстоятельства вмешались в его судьбу. Единственный в Яйлю механик, который смог бы починить пароход, трагически погиб в автомобильной катастрофе. Так «Шеф» не дождался своего спасителя.
⠀
Но это ещё далеко не конец истории. В 70-ые годы Валентин Селегей, исследователь Телецкого озера, снял с «Шефа» паровой двигатель, водрузил на бетонный постамент, повесил мемориальную табличку. С тех пор паровой двигатель стал памятником первому пароходу Телецкого озера.
⠀
Позднее корпус «Шефа», а точнее то, что от него осталось, перевезли к церкви в Артыбаш, где он и поныне стоит под открытым небом.
Корпус «Шефа» у церкви в Артыбаше, наши дни
Так бы и ржаветь кораблю дальше, но в один прекрасный день Иван Южаков решил, что свидетельство вековой истории судоходства на Телецком озере не может и не должно кануть в лету. Он договорился с отцом Романом, настоятелем православного храма в Артыбаше, о передаче ему остова легендарного «Шефа» с целью сооружения памятника культуры и истории.
Фото из открытых источников
Вторая жизнь «Шефа» — уже в ближайших планах, и нет сомнений, что человеку, который восстановил «Пионер Алтая», такая задача по плечу.