Теплоход «Пионер Алтая»

история возрождения легенды Телецкого озера

История «Пионера»

История теплохода «Пионер Алтая» — история на стыке веков. Легенда прошлого и настоящего. Символ стабильности и процветания — вчера, надежда на лучшее и достойный пример настоящего человеческого подвига — сегодня.

По паспорту «ОМ-145» (озерный московский), «родом» из Московского судостроительного завода, 1964 года выпуска. От судов класса «река» он отличается повышенным запасом прочности. Своим ходом из Московского пароходства Северным морским путем по каналам и морям ледовитого океана, по реке Обь, а затем по реке Бия весной 1968 года «Пионер Алтая» пришел на Телецкое озеро.
Судьба уготовила «Пионеру» насыщенный трудовой путь — полный событий, интересных историй и жизненных перипетий. И неизвестно, чем бы закончилась легендарная история «Пионера Алтая», если бы в ней не появился новый герой — молодой предприниматель Иван Южаков, который выкупил теплоход и подарил ему новую жизнь, — сначала восстановил как стоечное судно, а затем поставил на ход. То, во что мало кто верил, свершилось — летом 2014 года произошло чудесное возвращение «Пионера Алтая» в строй — в летний сезон сезон он регулярно отчаливает от пристани как в старые добрые времена. Многие туристы приезжают на Телецкое озеро специально, чтобы прокатиться на «Пионере», особенно те, у кого связаны с ним воспоминания детства и прекрасной туристической молодости.
На протяжении почти 25 лет «Пионер Алтая» совершал ежедневные рейсы по Телецкому озеру, и для целого поколения туристов эта водная прогулка стала одним из самых ярких воспоминаний от посещения Горного Алтая.

Корабль детства «Пионер Алтая»

Иван Южаков родился и вырос в поселке Иогач на берегу Телецкого озера. Все свое детство он жил рядом с пристанью, где швартовался «Пионер Алтая» — каждое утро теплоход уходил в рейс, туда же каждый вечер возвращался. С такими же, как и он, мальчишками, Иван забирался на теплоход и нырял в озеро прямо с кормы.
«Мы любили по нему бегать, играли на нем, купались, ждали, когда он вернется из рейса, встречали. Мы называли его «наш» теплоход. И он действительно был нашим. «Пионер Алтая» — неотъемлемая часть моего детства».

«Когда я узнал, что «Пионер Алтая» хотят разобрать на металлолом, как это сделали с теплоходом «Яков Баляев», я понял, что его нужно спасать. «Пионер Алтая» — легенда Телецкого озера, его символ, его история. Причем, символ былого благополучия, развития туризма на Алтае. Я хорошо понимал, что мы обязаны его сохранить и восстановить. Это был порыв души — тогда я даже не думал о том, сколько мне потребуется для этого сил».
Иван Южаков
Отшумели ветра в брезентовых палатках туристов-романтиков, отзвенели гитары, отгорели костры большой светлой эпохи планового советского туризма на Телецком озере. В августе 1992 года круизная жизнь «Пионера Алтая» остановилась. В тот год, как обычно, «Пионер» пришвартовался возле турбазы «Золотое озеро» после очередного сезона на зимовку, а оказалось, что на целых 17 лет. Так они и стояли — «Пионер Алтая» и его брат — теплоход «Яков Баляев» — брошенные, со снятыми двигателями, с выбитыми иллюминаторами, уныло напоминая о давно минувших временах, которым уже никогда не суждено вернуться. И неизвестно, чем бы закончилась история «Пионера Алтая», если бы судьба не послала ему отважного человека, который в самый последний момент буквально спас его от гибели и подарил «вторую» жизнь.
Отзывы о восстановлении «Пионера Алтая»

«Пионер Алтая»: история восстановления

Это было в 2009-м году, когда Иван узнал, что «Пионер Алтая» хотят демонтировать и вывезти на металлолом. Переговоры по поводу выкупа с собственниками теплохода прошли успешно и сделка состоялась. Всю зиму шли реставрационные работы — Иван зачистил корпус теплохода, отшлифовал железо, поменял часть несущих конструкций, сделал косметическую отделку. И уже летом 2010 года на отремонтированном теплоходе Иван открыл музей Телецкого озера и кафе.
Но это был только первый этап — на полное восстановление теплохода — от момента покупки до первого пассажирского рейса — потребовалось 5 лет, четыре кредита, колоссальные усилия многих людей, но самое главное — несокрушимая вера в свои силы и сверхъестественная целеустремленность его спасителя.
Однажды во время весеннего наводнения «Пионер Алтая» поднялся на воде и стал покачиваться на волнах — будто само озеро намекало, что теплоход-то на плаву. Да и люди тут же стали спрашивать, когда можно прокатиться. И тогда Иван решил — пора действовать! Весной 2010 года он поехал к главному специалисту Западно-Сибирского филиала Российского речного регистра, показал фотографии «Пионера», спросил о постановке теплохода на учет. Сначала эксперты восприняли эту идею скептически, но когда увидели отреставрированный теплоход, предложение поддержали и восстановили «Пионер Алтая» как стоечное судно.

Мало кто верил, что «Пионер Алтая» будет восстановлен как теплоход и вернется на озеро, но главное, что в это верил сам Иван. Он точно знал, что теплоход будет вновь ходить по Телецкому озеру и перевозить пассажиров.
«Когда я купил теплоход, я не сомневался, что восстановлю его. Мне сон приснился, что я сижу на корме «Пионера» где-то в районе Куана (мыс в центральной части Телецкого озера) и пью чай, довольный выполненной работой.

Восстановление теплохода шло точно по проекту Новосибирского инженерного центра судового проектирования с соблюдением всех норм и требований безопасности.

Мне посоветовали — делай сразу все по букварю. Так я и сделал. С «Пионером» мне всегда фантастически везло! Специалисты говорили, что на эти работы уйдет пять лет, да и то если делать в доках. Мы сделали это за два года прямо на берегу. Сначала заменили корпус, потом дно — полностью. Потом заказывали необходимое оборудование. География комплектующих нового «Пионера» — от Западной Европы до Приморья, Китая и Японии. Узлы и агрегаты приходилось выписывать отовсюду — Барнаул, Новосибирск, Новокузнецк, Уфа, Нижний Новгород, Муром, Астрахань, Санкт-Петербург, Москва, Хабаровск и т.д. Например, громкоговорящая связь «приехала» из Мурома, пожарный насос — из Германии, а радиолокационная система — из Японии. Но сложнее всего было с двигателями. Я нашел их совершенно случайно, оказалось, что такие уже не производят».
Иван Южаков
«Двигатели для «Пионера» я купил чисто случайно. До этого в интернете искал, и не нашел ничего, ведь их уже не выпускают, даже завода такого нет. А эти двигатели очень ноские, будут ходить десятки лет, потому и ценятся. Так вот в Новосибирске я пошел в порт, увидел первого попавшегося мужика в фуфайке. Рассказал ему, что восстанавливаю теплоход, нужны двигатели. Мужик этот оказался главным механиком с обширными связями. Через две недели он позвонил мне, и мы поехали в порт. Там на речном толкаче меняли двигатели. И тут выяснилось, что капитан этого толкача в свое время был главным механиком Бийского речного порта и в 1992 году снимал двигатели с «Пионера Алтая». Вот он удивился! Говорит, как же меня судьба настигла — со своего толкача снимаю тебе движки для «Пионера», с которого сам же их снимал».
Видео-фрагмент. Установка двигателей на «Пионер Алтая». 19 октября 2012 года
19 октября 2012 года
Работа на «Пионере» шла постоянно, но снаружи ее не было видно — только специалисты могли понять, какой объем работ сделан. Бригады лицензированных специалистов — сварные и электромонтажники — вахтами сменяли другу друга на протяжении всего летнего сезона 2013 года.

Цифры и факты

о восстановлении «Пионера»
200+
человек участвовали в процессе восстановления «Пионера»
60
портовых сварщиков со специальными допусками работали на замене дна
12
судовой стали потребовалось на замену днища теплохода
И вот, наконец, наступил день, которого все так долго ждали! 18 сентября 2013 года теплоход «Пионер Алтая» вышел в свой первый после восстановления технический рейс. В этот день вся команда теплохода отметила второй день рождения «Пионера».

По счастливой ли случайности, или по задуманному плану, день второго рождения «Пионера» совпал с днем рождения его капитана — Сергея Александровича Стрельцова. Сергей Александрович на протяжении двух лет руководил процессом восстановления «Пионера Алтая», благодаря чему теплоход удалось восстановить на ход в такие сжатые сроки. Сергей Александрович — человек опытный, ответственный, очень серьезный, а иногда даже строгий, в общем, такой, как и подобает быть настоящему Капитану!

30 октября 2013 года «Пионер Алтая» успешно прошел ходовые испытания, и впервые за 20 с лишним лет вновь увидел телецкие просторы. По заключению экспертной комиссии, все судовые системы и устройства теплохода восстановлены и соответствуют базовому проекту №780 и проекту восстановления №380.12/780.

«Пионер Алтая»: связь времен

В июне 2014 года «Пионер Алтая» принял на борт первых пассажиров. И это был очень волнительный день для всей команды теплохода. С тех пор прошло уже четыре туристических сезона. Тысячи туристов из разных уголков России и из других стран приезжают на Телецкое озеро. Многие из них — специально, чтобы прокатиться на «Пионере Алтая». На сегодняшний день «Пионер Алтая» — единственный на Телецком озере пассажирский теплоход, специально предназначенный для озерных прогулок и экскурсий.
С возвращением «Пионера» на Телецком озере возобновилось рейсовое сообщение. Водная прогулка — самая главная для тех, кто приезжает на Телецкое. И сегодня «Пионер Алтая» — единственный на озере теплоход, который ходит по расписанию и гарантированно выходит в рейс, даже если на борту минимальное количество пассажиров. Билет на теплоход можно купить заранее, через интернет, и быть совершено уверенным, что попадешь на прогулку по Телецкому озеру в нужный день и в нужное время.
Возобновление регулярного рейсового сообщения положительно влияет и на экологию озера. Один рейс теплохода заменяет как минимум 10 рейсов моторных катеров и лодок, в результате транспортная нагрузка на озерную акваторию значительно снижается. Помимо этого, выхлопная труба теплохода, согласного нового проекта, направлена в воздух, а не в воду, как это было раньше. Подсланевые воды откачиваются и не попадают в Телецкое озеро.

Технические характеристики теплохода «Пионер Алтая»

Теплоход «Пионер Алтая» — реконструированный теплоход типа «ОМ». Это надежный корабль, полностью соответствующий стандартам безопасности, принятым в России. Теплоход восстановлен по Правилам и под техническим наблюдением Российского Речного Регистра. «Пионер Алтая» рассчитан для плавания в условиях, приближенных к морским, то есть над большими глубинами, при наличии волн до 3 метров высотой и длиной до 40 метров. Обладает повышенной прочностью корпуса и хорошими навигационными качествами, увеличенной плавучестью и устойчивостью. Иллюминаторы судна подняты над уровнем воды на 1,9 метра, есть привальники для отбивки волны, водонепроницаемые перегородки внутри корпуса и полностью герметичные отсеки. Теплоход оснащен всеми необходимыми средствами безопасности, пожарной и авральной сигнализацией, системой сигнализации объемного пожаротушения, системой основного и аварийного освещения.
  • Длина габаритная, м

    по проекту — 42,57
    фактически — 42,57
  • Ширина габаритная, м

    по проекту — 7,12
    фактически — 7,10
  • Высота борта на миделе, м

    по проекту — 2,50
    фактически — 2,50
  • Осадка средняя, наибольшая, м

    по проекту — 1,34
    фактически — 1,34
  • Теплоход укомплектован

    спасательными жилетами, кругами, спасательной шлюпкой и надувными плотами
  • Теплоход оснащен

    система ГЛОНАСС/GPS, система АСИ, путевой (шлюпочный) компас, комплект оборудования громкоговорящей связи и трансляции, переносная УКВ радиостанция, ПВ/КВ радиостанция
Теплоход «Пионер Алтая» — реконструированный теплоход типа «ОМ». Это надежный корабль, полностью соответствующий стандартам безопасности, принятым в России. Теплоход восстановлен по Правилам и под техническим наблюдением Российского Речного Регистра. «Пионер Алтая» рассчитан для плавания в условиях, приближенных к морским, то есть над большими глубинами, при наличии волн до 3 метров высотой и длиной до 40 метров. Обладает повышенной прочностью корпуса и хорошими навигационными качествами, увеличенной плавучестью и устойчивостью. Иллюминаторы судна подняты над уровнем воды на 1,9 метра, есть привальники для отбивки волны, водонепроницаемые перегородки внутри корпуса и полностью герметичные отсеки. Теплоход оснащен всеми необходимыми средствами безопасности, пожарной и авральной сигнализацией, системой сигнализации объемного пожаротушения, системой основного и аварийного освещения.
На все оборудование и изделия, заново установленные на судне, имеются сертификаты Российского Речного Регистра и Акты соответствия требованиям технического регламента по безопасности объектов внутреннего водного транспорта. По заключению экспертной комиссии, все судовые системы и устройства теплохода восстановлены и соответствуют базовому проекту №780 и проекту восстановления №380.12/780. Теплоход «Пионер Алтая» выдержал приемо-сдаточные испытания и с 30 октября 2013 года считается принятым из восстановления в эксплуатацию.

«Пионер Алтая» и дети

В советское время, в самый разгар деятельности на Телецком озере детской турбазы «Медвежонок», теплоход «Пионер Алтая» ежедневно привозил юных туристов на мыс Чедор — это была заброска детских групп к началу таежной тропы. Благодаря возвращению «Пионера Алтая» на Телецком озере не только возобновилось рейсовое сообщение на пассажирском водном транспорте, но и возродилась социальная программа туризма и отдыха для республиканских школьников, которая реализуется на теплоходе «Пионер Алтая» уже 4 года по инициативе его владельца.
«Культурно-познавательные экскурсии по Телецкому озеру — объекту Всемирного природного наследия России — должны стать обязательным мероприятием в воспитании патриотизма и достижении духовного и физического здоровья всех детей независимо от их социального положения. И наша общая задача активно содействовать этому! Я хочу, чтобы у школьников Республики Алтай, независимо от их социального положения, была возможность побывать на Телецком озере и увидеть его удивительную красоту. Когда я вижу счастливые улыбки детей, которые с восторгом бегают по теплоходу, я радуюсь и понимаю, что все не зря!»
Иван Южаков
С момента восстановления «Пионер Алтая» свозил на экскурсию по Телецкому озеру более 5000 детей Республики Алтай. Это школьники Турочакского, Чойского, Майминского, Шебалинского, Усть-Канского, Онгудайского районов, Кош-Агачского районов, ученики школы искусств «Адамант» (г. Горно-Алтайск), Республиканского классического лицея, дети из многодетных и малообеспеченных семей. Большинство из ребят побывали на Телецком озере впервые!
Помимо республиканских школьников экскурсию на «Пионере» совершили дети из соседней Кемеровской области - ученики школ Таштагольского района, воспитанники молодежного отдела Кемеровской епархии и физкультурно-спортивного клуба инвалидов «Факел» (г. Новокузнецк).
Отзывы по социальной программе

Корабли, как люди

Когда Иван Южаков купил «Пионер Алтая», ему было 29 лет. Его проект по восстановлению пассажирского теплохода «Пионер Алтая» — несомненно, настоящий гражданский подвиг, совершенный простым молодым человеком — таким же, как и многие его сверстники, рожденные в СССР и выросшие в «лихие-90-е». Но что-то отозвалось в сердце этого отважного парня, который в какой-то момент своей жизни понял, что если не он, то кто?
  • Николай Нефедкин,
    генеральный директор Новосибирского инженерного центра судового проектирования
    «За 31 год моей работы это первый случай восстановления судна такого класса с целью пассажирских перевозок. Причем, попытка восстановить «Пионер Алтая» до этого предпринималась как минимум 4 раза. Но самое большое, что смогли сделать прежние владельцы — поднять корпус на домкраты. И только Ивану Южакову удалось довести дело до победного завершения».
  • Иван Южаков
    владелец теплохода «Пионер Алтая»
    «История восстановления «Пионера» — моя личная счастливая история о том, как сбываются мечты. Мечта — это что-то такое романтичное, то, что вдохновляет. А вот процесс ее достижения — это пошаговый план действий, без выполнения которого чуда не случится. Верьте в свою мечту, и планомерно идите к своей цели. Каждый день для чего-то. Если знаешь свой путь, идешь по нему без суеты и спешки, и тогда каждый день приближает тебя к твоей мечте».
Корабли как люди, у каждого своя судьба, своя история. Говорят, как корабль назовешь, так и он и проживет свою жизнь. Свое название теплоход «Пионер Алтая» получил в честь одного из торпедных катеров, построенных в годы Великой Отечественной войны на средства, собранные алтайской молодежью.
Торпедоносец «Пионер Алтая» доблестно сражался с неприятелем в водах Балтики и один из немногих своих «земляков» дожил до Победы. На алтайском катере не было моряков с Алтая, но гордое имя своего корабля они несли высоко и достойно — членам команды присвоено звание Героев Советского Союза. Памятная доска из нержавеющей стали с рубки «Пионера Алтая» до сих пор хранится в Центральном военно-морском музее г. Санкт-Петербурга.
Возможно, имя нашего «Пионера Алтая» предопределило и его героическую судьбу — никогда не сдаваться, всегда быть первым, готовым и лучшим!
«Не я для теплохода, а теплоход для меня. Для меня это был вызов, проверка моих сил. «Пионер Алтая» показал мне самому, на что я способен. И как выяснилось, я способен на многое, даже на то, чтобы его восстановить и вернуть на ход — не имея на тот момент ни условий, ни свободных денег, ни знаний. В истории с «Пионером» с самого начала все складывалось удивительно удачным образом — приходили нужные люди, идеи, ситуации. Казалось, все вокруг были за то, чтобы это случилось. Это очень важный проект в моей жизни. Теплоход снова в строю, ходит по озеру, радует людей. Впереди — много новых проектов и планов, и я точно знаю, все сбудется!».
Иван Южаков
Прикоснись к легенде —
отправься в путешествие по Телецкому озеру на теплоходе «Пионер Алтая!»